Будучи школьницей, я часто думала, что если вдруг
стану учителем, то никогда-никогда не забуду, каково это, быть ребенком или
подростком. Думала, что всегда буду понимать своих учеников, ведь я же помню
себя в их годы! Ну-ну… Дело не в том, что я забыла о своих детских и
подростковых чувствах, просто сквозь призму времени искажается взгляд на эти
чувства.
Когда я утром шла в школу, то часто думала: как же
хорошо быть учителем (такие мысли меня чаще всего посещали в дни контрольных
работ)! Думала: вот учитель дал нам задание, а сам сидит и журнал заполняет –
красота! А мы-то пишем контрольную, за которую рискуем получить плохую отметку…
Как хорошо быть учителем!
Сейчас, став учителем, проверяя по ночам тетрадки,
готовясь ежедневно к урокам, я думаю о том, как хорошо быть учеником. Как
хорошо не проверять тетрадки, а просто делать в них домашнюю работу. Как хорошо
читать учебники не для того, чтобы составить доступный конспект и на следующий
день, стоя у доски, объяснять тему целому классу, а просто читать и узнавать
что-то новое. Хорошо радоваться открытиям, сделанным во время уроков. Да даже
забыть дома тетрадь с домашней работой бывает неплохо… Как хорошо быть
учеником!
С другой стороны, сколько проблем у школьников! Не
выучил параграф, уже второй раз забыл тетрадку с домашней работой, поругался с
другом, не был внимательным на уроке, перепутал сроки сдачи работы, не успел
дописать контрольную… Что же, все-таки учителем быть лучше?
Книга польского педагога Януша Корчака «Когда я
снова стану маленьким» как раз о желании взрослого учителя снова стать
маленьким.
«Ну так вот, лежу я как-то в постели, не сплю и
думаю:
"Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребенку во сто раз лучше. Взрослые - несчастные. Неправда, будто они делают, что хотят. Нам еще меньше разрешено, чем детям. У нас больше обязанностей, больше огорчений. Реже веселые мысли. Мы уже не плачем - это правда, но, пожалуй, лишь потому, что плакать не стоит. Мы только тяжело вздыхаем".»
"Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребенку во сто раз лучше. Взрослые - несчастные. Неправда, будто они делают, что хотят. Нам еще меньше разрешено, чем детям. У нас больше обязанностей, больше огорчений. Реже веселые мысли. Мы уже не плачем - это правда, но, пожалуй, лишь потому, что плакать не стоит. Мы только тяжело вздыхаем".»
Чудесным образом герой снова превращается в
школьника. Нетрудно догадаться после моего предисловия, что, вернувшись в
детство, рассказчик недолго наслаждается
произошедшей переменой.
«Я размышлял о своей серенькой взрослой жизни, о
ярких годах детства Я вернулся в него, дав обмануть себя воспоминаниям. И вот я
вступил в обыденность детских дней и недель, Я ничего не выиграл, только
утратил закалку - умение смиряться.
Грустно мне. Плохо».
Грустно мне. Плохо».
В художественную форму облекает выдающийся педагог
размышления о сложности отношений между миром взрослых и миром детей. Как у
одних, так и у других много трудностей, проблем, страданий. Как детям понять
взрослых? Как взрослым вспомнить себя в юном возрасте?
Много я написала. И все как-то бестолково. Корчак в
обращении к своим читателям намного лучше сказал:
«Взрослому читателю
Вы говорите:
- Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете:
- Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь!
Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
- Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете:
- Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь!
Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
Юному читателю
В этой повести нет приключений. Повесть эта - психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только один Пятнашка.
"Психе" - по-гречески значит "душа", а здесь рассказывается о том, что происходит в душе человека: о чем он думает, что чувствует».
Комментариев нет:
Отправить комментарий